Номинация
«Стихи о родном крае, о Родине, о географических, исторических и культурно-языковых корнях»
* * * А ночами в Питере покачиваются, в прожилках извилистых, фонари, Шепчут: погляди вослед другим, что за ними, да сама назад не смотри, Вон горгульи слетают с Исакия... поправляешь - "ангелы"? Ну говори, говори.
Кто там крыльями хлопает в подворотне - конечно, на верёвке повешенное бельё, И от алых-алых штор горячо в окне, аспириновое ознобное забытьё, У дворца Юсупова всё черней вода. Проходи, оно не твоё.
А ночами в Питере улицы улыбаются, с рук на руки передают, мол, иди сюда, За ступеньками будет горячий ароматный кофе и витражная радужная слюда, Будет ласкова к тебе несмертная эта призрачная орда,
И покачиваясь на осенних шёлковых листьях, зимней манке, осколках летних зеркал, Ты забудешь позже, кого любил, и найдёшь не то, что искал, И расплатишься, глядя уже сквозь ладони, и, неловкий, всё же не разобьёшь бокал.
Вначале осень
Вначале осень, музыка потом:
Рябина, раздвигающая грозди, и клёны, рыже-алые в лиловость, И позолота мелкая берёз - чешуйки осыпающейся рыбы,
И липы выцветающая зелень.
Корректная дубовая листва, прильнув, мешает дотлевать окуркам: "Не время, - говорит, - ещё не время, ещё хранить рубиновое пламя..." - Что подтверждает россыпь габаритов - скользящих глаз, без устали глядящих В немеркнущие улицы Москвы.
И музыка: Рахманиновский зал, ступени вниз, шагни заворожённо, Афиши на ветру плескались: "Конкурс такой-то для таких-то категорий", А музыка им возражала: волны, кружила переливчатым потоком, Дробилась в бриллианты водопада, и замирала на короткий вдох - Творила мир.
В кофейне за углом беспечные толпились конкурсанты, Смеялись, на лету ловили листья, и мимо блюдец стряхивали пепел, Неосторожно разливали кофе, споткнувшись о забытые футляры, И обсуждали трио до-мажор.
Они на миг укрыты этим миром. Они ещё не перешли дорогу. Над ними не мигали габариты.
Неведомо, кого из них убьют - за тёмный волос, глаз не тот разрез, Не ту походку, говор, кошелёк - для смерти здесь причинам несть числа, А музыке всегда не уберечься:
Когда с ладони кормишь пустоту, уже не спрятать руки за спиною - Ты выхвачен прожекторным лучом, и зал вокруг темнее с каждой нотой.
Но что же делать, если бьётся осень в виски, всё так же падает на душу Увядший лист, за ним ещё, ещё...
Растерянно руками разведёт неловкий сизо-патинный Чайковский (Пока, на удивленье, не снесённый - во благо для общественной морали - Распоряженьем города Москвы):
Холодная и светлая дорога идти по иглам, по отточьям нот - Они всегда недалеко от сердца.
Вначале осень. Музыка всегда. А музыка плыла, плыла, плыла. А конкурсанты пили сладкий кофе. А на асфальте голуби дрались.
Номинация
«Стихи о стране нынешнего проживания»
* * * Что я видела, что я видела: Утренние булыжники, подставляющие бока поливальной машине, Каштаны, передающие плоды из ладоней в ладони, Ягоды малины, испуганно жмущиеся друг к другу, Радужных ставридок, пляшущих на волнах перед лодкой, И белобрысого мальчика, которому выговаривают родители: "Смотри под ноги, Платон!" – а он смотрит в южное небо.
Что я видела, что я видела: Чёрную лёгкую шаль, что вспыхивает серебром на сгибе, Мыльные пузыри, наполненные сигаретным дымом, Пятно от какао на скатерти, очертаниями сходное с сердцем, Бенгальский огонь, освещающий подъезд с разбитыми лампочками, И уверенное: "Выход есть!", нарисованное на асфальте, – Этому сразу веришь, даже если дальше решётка.
Что я видела, что я видела: Бабочек, летящих на человека, словно он полон нектара, Девушек на высоких каблуках, перебегающих дорогу, Дорогу, уходящую вверх и теряющуюся в облаках, Облака, что складываются в твоё имя, И каждая капля дождя, разбиваясь, зовёт тебя. Я давно тебя не видела. Очень давно.
* * * Одесса рифмуется с детством, десной воспалённой, И лесом, которого нет, и букетом пролесков зелёным, И водной завесой – разбившейся в брызги волной, А то интересом – и жаром под блузкой льняной...
Одесса рифмуется, память плетёт прихотливо: Приливом, и белым наливом, и веткой оливы – Дотронуться, соприкоснуться, растаять в словах – Чтоб выпало это зерно на других островах,
На Каменном ли, на Васильевском... Солнце дробится, И сыплет за шиворот хвою, и вздрагивает черепица От мелкой щекотки и крохкой смешинки во рту... Я жить буду долго. Я память ещё заплету.
Номинация
«Стихи об эмиграции, ностальгии и оторванности от языково-культурных корней»
* * * Дождь за окном проливной, декабря пузырится начало, города Санкт-Петербурга, а может быть, и Сан-Франциско, или Сантьяго, но город набух и отдушина только в дожде, только б струился по стёклам, граниту и лицам, только б морочил скорей, промывал, как старатель, может, отыщется где непустая порода, только поток этот - вышитый чёрным асфальт. Если закончится дождь, и не выпадет снега, и солнце не разорвёт эти тучи, а то не расплавит, как сахар на ложке тонким, почти что невидимым и паутинным сиропом, лучше не думать, не думать, не думать, что будет тогда. Все говорят о войне как желанной, и не миновать, все говорят о войне, о провале в свинцовую яму, здесь выбирают врагов полной жменей бочонков лото, слову они сообщают округлость, как будто надежду, что от войны будет вкусный пирог с непременной корицей, что от войны будет правда... и кровь приливает к губам. Все говорят о войне, это ненависть, кран перекрыть - сорвана напрочь резьба, удержать не придётся, видно, найдётся и пуля гламурной расцветки, перелистай-ка журналы, вот эта тебе подойдёт, слабые пальцы знакомы лишь с клавиатурой, все говорят о войне, это оползень, глина скользит, перемешает слои, разлетелась колода, разбит калейдоскоп, и стеклянная пыль, с новым годом, оползень - это земля под ногами, а крылья не нам, если найдут, опознают, и рот твой забит будет пылью и тьмой, грубо, по горло, и ниже, до лёгких, война, понимаешь, война. Дождь, продолжайся, во время дождя воевать значит казаться смешным - для иных пострашнее, чем смерть: смерть, понадейся, - другим, идиотом - вот ты и сейчас, мокрые пряди, рубаха прилипла, ослепли очки, будешь орать, поднимая в атаку, - так голос сорвёшь, если уж начал - не выпить глинтвейна; солжёшь, называя ненастьем то, что спасенье. Любовникам только в дожде льнуть, танцевать, веселиться. Убийцам - сухая погода. Все говорят о войне - будто в школьном бежать коридоре, и зацепиться, и рухнуть: подножка, паркетина слишком натёрта, или к ремонту в учительской вот привезли батареи, или навстречу Арина, Оксана, Марьям - и засмотреться ей вслед, не заметить того, впереди, и распластаться, как будто в гербарии, книгу захлопнут - а из портфеля лишь рыжие вскачь мандарины, кровь их испачкает. Девочка, ты всё равно подбери их.
* * * Странное чувство: когда возвращаешься в город, Что был родным до каждой веточки - а он уже и не твой. Понимаешь это не сразу, а то и не скоро, Прикасаешься к стенам, шепчешь: "Есть кто живой?", А тебе отвечают так неразборчиво, что себя выдаёшь с головой,
Переспрашиваешь, а допуск снят, и пароль в домене недопустим, И просрочена виза, и адрес то ли забыт, то ли вовсе сменён, Проходи, турист, и пыль под ногами – облаком золотым, Ты из пришлых сюда племён, а то из прошлых времён, И неважно, чем был ты пленён, заворожён, опьянён,
Но сейчас ты не опознаёшь улицу, где свернуть, не улицу, нет, улику, Дом друзей – на углу, но по три раза путаешься, туда-сюда, И толпа течёт, многолика, ни-одного-знакомого-лика, Бьёт прибой – в Средиземном, Балтийском, Каспийском она всё равно вода, И глядит звезда из породистых – крупная, откормленная звезда,
Да, такие бывают на юге; и таксист разворачивает атлас: "Дом, Что вам нужен, наискось за перекрёстком. Я знаю ведь, каково, По темноте в чужом-то городе...". Повтори "чужом" и пойми с трудом, Что закончилось акациево-знойное весёлое волшебство, И дорога – дальше, а здесь ты – турист, и более ничего...
|