ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2018. Конкурс эссеистов «Парадоксы России в современной поэзии русского зарубежья»
Дар Валдая
Вынужденное предисловие.
На мой непросвещённый взгляд, тема «Парадоксы России в современной поэзии русского зарубежья» лежит не в социальной плоскости. Слишком плоско, – поэзия здесь не нужна. Вернее – избыточна. Со всякими социальными, политическими и прочими парадоксами РФ, с которыми давно всё ясно, прекрасно разберётся и журналистика. Или сатира (утром в газете – вечером в клозете). Или беллетристика. С её жутью и антиутопиями – всё более подозрительно смахивающими на репортажи с мест, «от Москвы до самых до окраин».
Наверное, нет.
Главный парадокс России в поэзии зарубежья в том, что она – присутствует. Помимо воли. В самой основе этой поэзии. В языке. В сновидческих образах. В яростном отрицании. В тёмных ассоциациях. В откровенных упоминаниях.
Как «дар Валдая». Не расшифровывая. Не чокаясь.
Я мог бы долго говорить о Бродском, о Льве Лосеве – первые пришедшие на ум имена, бесценные алмазы в короне современного изгнания.
О добровольных эмигрантах, эскапистах третьего тысячелетия.
О Лёше Парщикове. Первостатейном поэте, знатоке кёльнских переулков, обладателе грин-карты, аспиранте Стэнфорда, гражданине мира. Вечно торчавшем в курве-Москве, призывно манимом долгорукой первопрестольной.
О попавшем в языковой капкан – и не пропавшем – Саше Кабанове.
О сбежавшем навсегда в Индию духа Серёже Соловьёве. Ежедневно нуждающемся в наркотической дозе русского алфавита. Без которого он долго не протянет.
О многих и многих – любимых и читаемых.
О Маше Каменкович, например. Половину взрослой жизни проведшей в немецком городе, в котором пришлось маяться отцам русской письменности, Кириллу и Мефодию.
На ней, пожалуй, остановимся.
Остановим русскую рулетку.
Вот она:
Посмертный Петербург Марии К.
В 34 она узнала о своём смертельном диагнозе. В 42 её не стало.
Это важно для того, чтобы понять – интенсивность необыкновенного проживания, переживания убывающей жизни.
Её личного магнетизма, человеческого дара доброты хватило бы на десяток долгих жизней.
Её поэтический дар не то, чтобы не оценен, – мало оценен: несколько публикаций в толстых журналах («Новый мир», «Крещатик», др.), переводы, комментарии, передачи на Би-би-си, четыре поэтических сборника. Посмертное «Избранное».
«Большой русский поэт нашего времени», - писал о ней Виктор Соснора.
В 2019-м, Маше исполнилось бы 57.
Уже никогда не будет.
Мы отпразднуем, мы помянем.
Мы помним о живом:
«Петербургские стихи», 2005, ISBN 3-936800-54-5
Посмертное издание.
Книга стихов о Петербурге Марии Каменкович, прежде всего – свидетельство. Неподдельное, завораживающее, с первых строк.
Свидетельство чудесного возникновения – из ничьих знаков, с каждой новой прочитанной страницей – утверждения дара слова. Сильного, индивидуального, пластического дара. Его отражения, его преломления – в самом уникальном и притягательном, самом гипнотическом, творческом поле Ленинграда – Санкт-Петербурга. Который и есть – лучшее место. Большей удачи, большей награды трудно пожелать. Так легли карты: автор – достоин.
Подтверждение тому держим в руках. Орфеическая оглядка назад, из Германии в Петербург.
У каждой книжки – настоящей, перерастающей «сборник стихотворений», при какой угодно полифоничности – своя нота, свой камертон.
Лейтмотив этого поэтического томика – Дар.
Дар – авторский голос. Дар – Город.
Так пишет Маша о себе:
«Мария Каменкович родилась в 1962 г. в Петербурге. Закончила 470 математическую школу. Училась в литературном объединении В.А. Сосноры, которое располагалось в Доме культуры им. Цюрупы, что на Обводном канале. Второе место учёбы – семинар по семиодинамике Р.Г. Баранцева. Закончила Университет в звании старшего лейтенанта запаса по математической лингвистике. Работала в оккупированном инженерами Михайловском Замке. Уволилась оттуда в годовщину смерти Павла I. Потом учила детей английскому языку в клубе табачной фабрики им Урицкого, что на Васильевском острове. Кроме переводов книг Дж.Р.Р. Толкина и комментариев к ним, опубликовала две книги стихов, «Река Смородина» и «Михайловский Замок». «Река Смородина» вошла в шорт-лист премии «Северная Пальмира» в 1998 году.».
Информативно? Да.
А вот что: найдётся ли здесь хотя бы одно предложение, не связанное с Городом?.
Мария Каменкович таким кратким, ироничным curriculum vitae предварила книжку «Дом тишины», изданную в 2003 году.
К тому времени, в Германии, в совсем не безликом, богатом историей древнем Регенсбурге, была прожита – никак не чемоданно: семейно, с привычной мебелью и уведомлениями о родительских собраниях – уже довольно большая часть взрослой жизни. Упоминается ли об этом в кратком жизнеочерке? Об этой vita nova, – в другом граде, с другой родословной, в не самой плохой местности?
О жизни вне. За Городом.
Петербург был – её рифмой, колонны его – её ритмом, метафоры: дорические, коринфские, ионические...
Она подготовила эту книгу. Прочитать не успела.
15 декабря 2004 года не стало Марии Каменкович.
Ничего – ни некрологи, ни слова – не могут передать редкость этого человека. Просто: проживи хоть сто лет – вперёд или назад – таких не часто встречают. Невозможно было не заметить: здесь редкая, ручной выделки тонкость и душевная чистота: настоящая, неподдельная. При всей многоучёности и остроте – блестящей оккамовой бритвы – ума. Человек, глубоко и, как-то, не по-современному, верующий, биологически предназначенный христианству, она была напрочь лишена менторской нетерпимости. Той, что, в сочетании с громкими пафосными нотами, создаёт, порой, неодолимое препятствие в разговоре «про Это». С ней-то, как раз, можно было – и поговорить, и, с другой позиции, поспорить – потихоньку дорастая до уровня собеседника. И ещё: надо всегда было быть осторожным: у Маши очень искренняя, очень предсказуемая реакция сопереживания – с тяжёлыми, для такой хрупкости, последствиями. (О которых ты – знал, знал! Но как не поделиться с другом по переписке..). Редкий, исчезающий вид.
Можно писать о ней, как о современном поэте, которого хочется – редкость – доставать с полки и перечитывать.
Как о лингвисте, филологе, приглашаемом на самые почётные конференции, переводчике и комментаторе (надеюсь, что она сейчас как никогда близко к истокам слов. И что теперь может предъявить ту статью, посвящённую Вячеславу Иванову – её адресату).
Как о женщине, в 34 года узнавшей о своём неизлечимом заболевании и, с прекрасным мужеством, достойно, полнокровно жившей все эти семь лет. Даже, более того: именно в это время создаются лучшие стихи и рождается чудесный младший сын. И, более того: чувство юмора! : всегда настоящее, именное, английской отделки.
Как о собеседнике, писем которого ждал у компьютера весь день – и весь следующий день – пока не закончатся её больничные хождения по мукам: и какие были письма, как интересно было!
Маша, хочется, как часто бывало, послать тебе этот текст: посмотри-ка: всё ли там на своих местах – на твой слух.
Могу ли я описать тебе это чувство?
На твой слух полагаться можно и сейчас.
Слух – присутствует.
Как тот самый хлопок без ладони. Как нота замолчавшего камертона – в ушах настройщика.
Побеседовать ещё вот только долго не удастся.
Словами – никогда.
Вот видишь, Маша, всегда так: начали письмо – о жизни и смерти, закончили – о словесности и бессловесности.
Позволь – твоим голосом – из сада (Это была опечатка! Это была опечатка, которая – не мой сигнал.). Из твоего « Сада в Александро-Невской лавре »:
«Ничего, когда-нибудь мы умрём и обо всём узнаем».
Знать бы – когда узнаем.
Но ты на это и не претендовала : в стихах об этом – редко. Осторожно, косвенно. – О не называемом. Не нуждающемся в словах, в словесности, тем более – изящной.
Что есть слово: «откровение»?
«Открыв вены»?.
«Открыть окно – что жилы отворить»?.
Обо всём – нельзя.
«Обо всём узнаем».
Нельзя – скачком, минуя обжитую топографию семантики – бытовой, городской, конфессиональной – в запредельное, запретное. В лучшем случае – пшик, шик, давание петуха – что угодно: ничего не выйдет. Получится – ничего. Величаво, натужно и стыдно. В лучшем случае.
Маша чувствовала – где можно. Чувствовала – как.
Можно – вплавь, вокруг, – искривлённою параллелью. Завораживающим, слегка плывущим голосом. Рябящими строками. Можно – закрыв глаза, видевшие осколки Запретного Города в зазеркалье разбуженной воды каналов. До того как : «и объяли меня воды» – уже подготовленной, сознающей свои возможности, возможности вырваться – за.
Сознающей, но – не смеющей. Сдерживающей себя зыбкими, приграничными, сходящимися в перспективе, параллелями набережных Реки. Заколдованными названиями вызываемых, как такси, улиц. Сдерживающей себя – как медленную, завораживающую, шаровую молнию – над уровнем моря: на уровне интуиции – классическими пропорциями и золотым сечением петербургской поэзии.
Мы помним тебя. Мы читаем.
Мы никогда не забудем.
Пора переворачивать страницу. Тебе – начинать.
Мария Каменкович, 1999. Дом тишины
Город, с улиц твоих мне воды не пить,
И на шпили твои не наводить буссоль.
Я живу в тебе, Город, чтоб тебя накопить,
А потом понемногу расходовать,
как из тряпочки соль.
Облака твои исполинские
держат меня в кольце,
В кулаке меня держат,
в грохочущей тишине.
Я в твоих закатах, как в бабочкиной пыльце,
Оттого-то, наверно, никто и не нужен мне,
Оттого-то, наверно, я во всех влюблена,
Оттого-то надежды мало,
что мы не умрём,
Оттого-то вселенная начинается у моего окна,
А мышиный лаз пасхальным заканчивается тропарём.
Отраженья значительнее предметов,
и лужи – как жидкий свет.
Город, я сложусь ковшом, пей с моего лица.
Облачная бахрома
отползает за ливнем вслед,
А вдали, за бараками – новый фронт,
и так без конца.
Город, мне твоих небес не исчерпать,
По соринке всех слов не вынести за порог, --
Бесконечен Дом Тишины,
и сладко в него вступать,
И, запасшись солью, спускаться вниз,
давая себе зарок, --
С улиц и зданий твоих, о Город,
нет, мне воды не пить,
Воздуху твоего вдохнувши, верхней ноты не брать,
В реках твоих хмельных судьбы не топить,
По мышиным норам и лисьим лазам рук не марать…
Мария Каменкович, 2002. Мене, текел, фарес
Тучи Вавилона к нам идут,
Войско фараона уже в пути.
Не сдается только один редут,
А солдат в нем – не более десяти.
Помутилося море уже совсем.
Золотая рыбка нейдет на зов,
И столпы вселенной,
счетом семижды семь,
Поползли тихонечко из пазов.
–Эй, братва. нас предали! –
с борта кричит матрос,
А братва и в ус не дует –
ей по фонарю,
Что мертвец у руля,
что оборвался трос,
Что не вытравить якорь…
Так встань, и молись царю,
Если веришь в царя,
а в Бога «еще не так»…
Если же веришь в Бога – то лучше молись Ему.
Все равно у царя твоей жизни цена пятак,
Да и тот тебе придется выплачивать самому.
Колесницы мчатся по небесам,
Ими правят убитые.
Мгла у них на уме.
Что у туч
электронной строкой
бежит по кайме?
«Мене», «текел», «фарес» и, кажется, «у-пар-сам»...
Или «у-пар-син»… Нет, это просто закат, это – липкий скотч
На губах у туч,
окунутых в вермут (который в рот не попал…)
Вот падет последний редут –
въедет в город Ашшурбанипал,
И наступит ночь.
...
Не наступит,
покуда редут не пал.
|