ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА-2018. Конкурс эссеистов «Парадоксы России в современной поэзии русского зарубежья»
ТОСКА ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Помните формулу Мандельштама: "Акмеизм - тоска по мировой культуре"? К нашему времени вектор "тоски" поменял направление на противоположное (благодаря миграции миллионов любителей поэзии). Способ преодоления этой "тоски" подсказывает Бродский: "Когда поэт заимствует чей-то образ, рифму или метафору, он просто посылает поклон тому поэту, у которого что-то берёт, приглашает его в наше время". Свои суждения о русской зарубежной поэзии я буду разбавлять строчками из стихов NN, поэта мало кому известного, но знакомого мне лучше других. Он почти 30 лет проживает в Израиле (в глухой провинции и даже не у моря, а в пустыне). Его поклоны и приглашения поэтам посылаются в виде цитат, аллюзий и даже "почтительных" пародий.
Сегодня ты на гребне славы модной,
А завтра всеми позабытый вдруг.
Поэт, не дорожи любовию народной! (Пушкин)
А дорожи, поэт, любовию подруг.
…Мансардой назвала чердак
Судьба-конструктор.
На книжной полке Пастернак
И Камасутра.
Скрещенья рук, скрещенья ног
И как угодно.
А мы смотрели в потолок
Поочерёдно.
Что страсти! Их сладкий недуг (на десятке восьмом) (Лермонтов)
Вернуть не поможет наука.
Режим, физкультура, таблетки и до, и потом…
И всё-таки жизнь – презабавная штука.
Очутившись в Израиле в предпенсионном возрасте NN почти год искал работу, по инженерной специальности. И начал писать роман в стихах:
Я современнику-герою
Воздам онегинской строфою.
Мой дядя не любил свинину,
Раз в год на Пасху ел мацу,
А я еврей наполовину,
Поскольку русский по отцу.
Однако правду говорят,
Что здесь в ходу российский мат.
Уже в первых 10 строфах завязалась любовная интрига.
…Лет тридцать было ей на вид,
Собою не дурна и в теле.
Как говорили на Руси,
Бери и больше не проси.
Но нашлась работа, и продолжения не последовало. Может, это и к лучшему. Поэт в том возрасте, когда любовная лирика неизбежно вытесняется гражданской, и даже философской.
Редко захожу я в синагогу,
Русский слышу чаще, чем иврит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, (Лермонтов)
А со мною Бог не говорит.
А в России остались друзья, подруги (и полвека жизни!), и гражданские стихи пишутся не об Израиле, а о России.
…В полумраке по кочкам болота
Начинаем движенье вперёд.
Прыг-да-прыг – впечатленье полёта.
(Только то впечатление врёт).
Кое-что из осколков- частей
Можно склеить Высокой Идеей
(С подогревом гражданских страстей)
И простить, либерально балдея,
Моралистов смешные грешки,
Философских учений изъяны.
И добраться до "Ясной Поляны"
В электричке "Москва – Петушки".
Однако NN больше волнует не политика, а то, что происходит с русским языком, с русской поэзией.
…Да ладно, доживём с "великим и могучим". (Тургенев)
Он наш родной, сомнений в этом нет.
Но вот читать стихи мы внуков не научим,
Им интереснее i-phone and Internet.
Кто написал "Муму"? Высоцкий? Пушкин?
Excuse me, please! Pardon, monsieur!
На русском будут горевать старушки
В глуши уральских и сибирских областей…
А между тем в России и в Зарубежье стихотворцы, имя которым легион, неутомимо продолжают своё увлекательное занятие. Их вдохновляют общедоступный и безразмерный Интернет, многочисленные поэтические сайты, конкурсы и фестивали, журналы, виртуальные и печатные. Какое отношение это всё имеет к традициям русской поэзии, трудно сказать. Стихотворчество становится разновидностью "Игры в бисер". Цель Игры – "найти глубинную связь между предметами (понятиями), которые относятся к совершенно разным областям искусства и науки". Как и в любой игре, важны мастерство игроков, азарт и, конечно, Случай.
И чем случайней, тем вернее (Пастернак)
Слагаются стихи навзрыд.
Случайное, являясь неизбежным, (Бродский)
Приносит пользу всякому труду.
Не случайно в стихах NN многократно встречаются слова: Случай, Игра.
…Знаем разные приметы
О везеньи дурака,
И сродни азарт Поэта
Вдохновенью Игрока.
Не бояться если риска,
Как-никак имеем шанс,
Что случайная описка
Может вызвать резонанс.
Чудной музыкой созвучий
Вмиг наполнится строка
(Чудо – это просто Случай,
Непонятный нам пока).
Вот и в "Песенке филолога":
Поэт играет в бисер
Словами, но без чисел.
И если угадает он счастливые хода,
В строку по воле Случая
Прольётся благозвучие,
И та строка запомнится надолго, навсегда!
Среди стихотворцев всё больше становится немолодых авторов, пенсионеров. И отношение к жизни у них – соответствующее.30-летний Пушкин:
И может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной
NN (на восьмом десятке):
Предвидя собственный закат,
Сумей пред Чёрною Дырою,
С отвагой взятой напрокат,
Назвать Вечернею Зарёю
На рифмах тлеющий закат.
Пушкин:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
NN:
О сколько нам болезней разных
Готовят Время и Прогресс:
Сердечных, мозговых, заразных
И просто каждодневный стресс.
NN упорно сопротивляется современному поэтическому "мейнстриму" – "злоупотребляет" прописными буквами, использует все знаки препинания: не только точки и запятые. Белый стих у него – редкость, а верлибра просто нет. И пишет он об этом будто бы и не всерьёз:
Для прозы нужно время и здоровье.
А для стихов достаточно таланта
И памяти, откуда черпать рифмы.
Для потерявших память – белый стих.
Когда ж гуляет в сердце аритмия,
Недобрая предвестница верлибра,
Поможет пожилому стихотворцу
Электро-био стимулятор ритма
С магнито-сексуальным резонансом!
А ещё NN посягает на лавры Козьмы Пруткова. "Плоды раздумья" у него, как и у классика, пронумерованы.
1. Никто не обнимет необъятного за один раз.
3. Бывший вундеркинд - и в 70 лет умён не по годам.
11. Патриотизм по телевидению смело уподоблю сексу по телефону.
23. В отличие от поэтов "золотого века" русской поэзии, поэты "серебряного века" не употребляли матерных слов. Декаденты, бля!
NN – инженер, не учёный, но в качестве поэта позволяет себе судить о Науке. Большей частью – без благоговения. В "Антинаучном дуплете" о генетике:
Оказалось, двойные спирали
Не содержат молекул морали.
О компьютерах:
Увеличит компьютерный допинг
Быстродействие всяких систем,
В гигабайтах накопленный опыт
Зачеркнёт вдохновенье совсем…
И отважно называет свой стишок: "РАЗВИВАЯ ЭЙНШТЕЙНА".
Бог не играет со Вселенной в кости,
Хобби у него – раскладывать пасьянс.
Не сложился? Смешивает карты просто,
Тасует колоду, и начинается новый сеанс.
А если сложится пасьянс его сходу,
Порадуется Бог на удачный расклад
И… смешивает карты, тасует колоду…
Геном. Интернет. Шекспир. Шоколад.
В другом стишке:
…Погаснет Солнце, медленно, не сразу,
Безлюдной станет мёрзлая Земля.
И, чуть подумав, Абсолютный Разум
Начнёт Игру (в который раз!) с Нуля.
И до сих пор вдохновляют NN не только "теология" и "космогония".
РЫЖЕЙ И СТРОЙНОЙ АЛЕКСАНДРЕ М.-Б.
Теперь говорят: заниматься Любовью
(Когда регулярно, полезно здоровью).
А можно ещё заниматься Поэзией
(Поможет мозги уберечь от амнезии).
Фанатики есть – занимаются Спортом
(Кто ради фигуры, а кто для рекордов).
А Саша всерьёз увлеклась Кулинарией
И пусть не считает калорий заранее,
Но в Санкт-Петербурге, в Брюсселе, в Париже
Останется стройной, останется рыжей!
А мы в России и в Зарубежье, чем дальше, тем больше увлекаемся "игрой в бисер". Впрочем, как профилактика амнезии, это очень даже полезно. |