Конкурс критиков.
Критическая статья об эмигрантском творчестве
русскоязычного поэта-эмигранта.
Дон
Аминадо (Аминодав Шполянский).
Дон Аминадо, настоящее имя Аминодав
Шполянский родился в Елисовограде (Кировоград) в 1885 году. После окончания
гимназии учился на юридическом факультете Новороссийского университета в
Одессе, потом в Киеве. Став помощником присяжного поверенного, переехал в
Москву. Сотрудничал в газете «Раннее утро», журнале «Сатирикон». Был солдатом
Первой Мировой войны, вернулся в Москву после ранения. Принял Февральскую
революцию, а Октябрьский переворот – нет. В 1918 году Аминодав Шполянский уехал
в Киев, а в январе 1920 года покинул Россию навсегда. Оказавшись в Париже, стал
сотрудничать в «Последних новостях», «Сатириконе», других эмигрантских
изданиях. Во время Второй Мировой войны жил на юге Франции, недалеко от
Монтпелье. После смерти поэта в 1957
году архивы Аминодава Шполянского были перевезены в ЦГАЛИ.
Утро.Пастушья
жалейка.
Поздний
и горький волчец.
Эх,
если бы узкоколейка
Шла
из Парижа в Елец.
Так заканчивалось
стихотворение Дона Аминадо из его сборника «Дым без Отечества», изданного в
Париже в 1921 году. Многие оставшиеся без Отечества поэты писали что-то
похожее. Но Дон Аминадо умел найти долю иронии даже в трагических событиях.
Автор «Сатирикона» до революции, сразу же ставший печататься в эмигрантских
изданиях, Дон Аминадо стал звездой юмористической поэзии. Его строки знали
наизусть русскоязычные эмигранты не только в Париже, но и в Берлине, Шанхае,
Риге.
В
хор казаков из Бордо
Нужен
тенор с верхним «до».
«В те «баснословные
годы» (двадцатые и тридцатые – И.Л.) литературная жизнь цвела в Париже», пишет
Ирина Одоевцева в своих мемуарах «На берегах Сены». Литературные вечера
проходили в огромных залах «Ласказ», «Плейель». Организатором и ведущим многих
из этих вечеров был Дон Аминадо. Умевший сочинять «на ходу», он был незаменимым
конферансье.
«Дон Аминадо
...сыпал тут же сочинёнными в порыве вдохновения афоризмами и двустишиями. Из
них я запомнила одно:
Жорж,
прощай! Ушла к Володе.
Ключ
и паспорт на комоде.
Целый эмигрантский
роман в двух строчках», восхищается Ирина Одоевцева талантом
Аминадо-импровизатора.
«Вы своим даром
роскошничаете», писала ему Марина Цветаева, считая, что газетная работа и
юмористические стихи отнимают у Дона Аминадо слишком много времени.
Не все считали Дона
Аминадо серьёзным поэтом. Его популярность среди всех слоёв русскоязычной
диаспоры – от таксистов до членов правительства в изгнании, ежедневная работа в
газете, а также то, что большинство стихотворений – юмористические, не
соответствовали представлениям более консервативной части эмиграции о роли
поэта в обществе.
А Иван Бунин писал,
что Дон Аминадо один «из самых выдающихся русских юмористов, строки которого
дают художественное наслаждение».
Дон Аминадо внимательно
следил за событиями, происходящими на оставленной Родине, и большевикам не
симпатизировал. Вот его портрет Молотова:
Лобик
из Ломброзо,
Галстучек
– кашне.
Морда
водовоза.
А
на ней пенснэ.
Сравнивая стихи Дона
Аминадо со стихами Саши Чёрного и других поэтов-юмористов его поколения, нельзя
не заметить, как политизированы строки Дона Аминадо. Неудивительно, что в
советское время его почти не печатали.
Чёрный
страшный мавзолей.
Камень.
Ладан. И елей.
Или подражание
Некрасову, где Дон Аминадо иронизирует над штампами советской пропаганды:
Бодро
идут караваны с верблюдами,
Бодро
туркмены стучат ундервудами,
В
такт им стараясь попасть.
И,
не теряя рабочего времени,
Вслух
переводят для тюркского племени
Маркса
последнюю часть.
Политика, смешанная
с юмором. Это есть у Высоцкого, у Губермана. Дон Аминадо опередил своё время. А
некоторые его строки оказались пророческими:
Но,
чую , вновь от беловежских пущ
Пойдёт
начало с прежним продолжением.
И
вкруг оси опишет новый круг
История,
бездарная как бублик...
Или
вот это четверостишье:
И
некто неродившийся родиться.
Серебряными
шпорами звеня
Он
сядет на коня и насладится
Покорностью
народа и коня.
Работа в газетах,
журналах, всё меньше времени оставалось для стихов.
Каждый
день – одно и тоже.
На
душе осадок дней.
Печень
хуже. Франк дороже.
Жизнь
чем дальше, тем бедней.
В лирике Дона Аминадо всё
чаще появляются образы родного города, детства.
Вот
придёт швейцар огромный,
Страшный
бас и густ и внятен:
-
Первый поезд на четвёртом
Фастов,
Знаменка, Казатин.
В период немецкой оккупации
Дон Аминадо и его семья жили на юге Франции, недалеко от Монтпелье. Вернувшись,
он увидел послевоенный Париж, совсем непохожий на прежний – многие русские
газеты перестали существовать или переместились в Америку. Дон Аминадо перестал
писать лирические стихи, возможно, согласившись в душе с Адорно, что поэзия
после концлагерей невозможна.
В
смысле дали мировой
Власть
идей непобедима.
От
Дахау до Нарыма
Пересадки
никакой.
Так выразил своё отношение
к политике двадцатого века Дон Аминадо. Проведший большую часть своей жизни
вдалеке от России, он никогда не забывал о ней.
И
потомкам вглубь веков отдадим свой жребий русский-
Прах
ненужных дневников и Гарнье словарь французский. |