ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА - 2016. Конкурс поэтов-эмигрантов «Эмигрантский вектор»
Номинация «ТАМ»
БРЕЛОК
Я таскаю с собой, как брелок,
Город-случай и город- предлог
С этим «ШО», с этим «Г» фрикативным,
Этот край с населеньем и гимном
На каком-то наречье чудном,
На медовом, степном, водяном,
На дорожном, крутом и пологом,
И твержу об одном, об одном
Под любым пустяковым предлогом,
Что отсюда вовек не уйду,
«ШО» и «Г» заключая в узду.
Этот город со мной налегке,
Весь в кармане моем, на брелке,
И душа его неуследима,
Словно я до сих пор еще здесь,
Пью дворов его морось и взвесь
С острым привкусом счастья и дыма,
И восход его весь, и закат,
И отзвучья его аффрикат
Замирают и тянутся мимо.
ПОЧВА
Мимо ключа, что почти заглох,
По тропочкам травяным
Ползет живой муравьиный мох,
Значит, и мы за ним —
По солнцу, в зените его, в дымке
От почвы, пыльцы, грибниц —
Готовы стайкой взмыть налегке
И вовсе пластаться ниц.
На зное за нами зудит комар,
Кузнечик вовсю снует,
Медянка варит крапивный взвар
И пчелка готовит мед.
А тому ключу скоро триста лет,
И столько же нужно ждать,
Чтоб сошел сюда галилейский свет,
Разлилась его благодать.
Но того и хватит, что нас левей —
Камыш, осока, вода,
Сетчатка гнезд, глухота ветвей,
И, кажется, навсегда.
Триста лет назад, триста лет вперед
И триста шагов окрест.
Это в нас не выстынет, не замрет,
Мы сами из здешних мест.
Номинация «ЗДЕСЬ»
ФРОНТОН
Тут, по соседству, Бисмарк проживал.
Застывший шаг, лица его овал,
Как будто в продолжение фронтона,
Перемешав музей и карнавал,
Ни выгоды не знают, ни урона.
Вершок вперед — и вскинутой рукой
Тебя означит век совсем другой,
Которому ты вправе ужаснуться —
Уже не воин, но и не изгой,
В мундире, снизу выглядящем куце.
Вот этим мы приравнены к тебе,
Когда, с беззвучным словом на губе,
С повадкою славянско-иудейской,
Мы отличаем в праздничной гульбе
Тебя по стертой выправке армейской.
Стой, стой себе — на стыке, на краю,
Где ты писал историю свою,
Где от тебя уже не отрешиться,
Где ты, как Бог, давным-давно в раю,
В лице своем читаешь наши лица.
ТАЛЕР
Виктории Добрыниной
В чешуе, как жар, горя,
Дышит небо ноября.
Это все листва, листва.
Шесть недель до рождества.
Шесть недель, как шесть монет.
Лишних денег в доме нет.
Жизни мелкая цена.
Вдруг закатится одна…
Вдруг закатится, и вот
Двигай шкаф или комод.
Пятна белые шпалер.
Ни карнизов, ни портьер.
Талер звякнул и затих.
Oh mein Herz, ich liebe dich[1].
Двадцать лет вдвоем, вдвоем
Жизни, длящейся внаем…
Номинация «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»
ОДА
Говорят, я был когда-то поэтом и, кажется, неплохим,
В меру честным еще при этом, что ценно в узких кругах.
С возрастом — осторожным. По молодости — лихим.
Гадать ли теперь на прошлом, где мера и где размах?
Чем уже сжимался круг, тем больше ценность моя росла,
Словно отбившаяся от рук девушка без весла.
А рядом — переживший славу горнист с облупленною губой
Надеялся на халяву уйти в очередной запой.
К увеселенью этому, мимо кладбища, меня увозил трамвай.
Он трясся, и тряска его была та еще — прямо в гроб.
А много ли выжмешь за три копейки, за мир-труд-май,
За двуколки, одноколейки и сучий треп?
Алексей Максимович Пешков у входа глядел на свои цветы.
К его ботинкам, ища орешков, белка прыгала с высоты.
В дальнем конце аллеи приткнулись кинотеатр и тир,
Шпана из окрестных улиц покупала курево и пломбир.
Говорят, к этой местности я был привязан. Мне тоже казалось так.
Вот и верь оброненным когда-то фразам, или рифмам, чему еще.
Никуда, казалось, отсюда не двину, со мною — мой белый стяг.
Ведь не бьют под дых, не толкают в спину, не жмут ни в чем.
Ах, мой пожизненный белый стяг, мой бинт, мой надежный жгут…
Никаких особенных передряг не случилось ни там, ни тут.
Только тут мне кажется: «alles gut». Там казалось: «усе гаразд».
Таков мой статус. Или статут. Или белый стяг, что меня не сдаст.
Он высок, строен и горделив, каким я когда-то был.
Потому-то я от себя не уйду в отрыв — далеко придется шагать.
Рифмовать при избытке времени — уже не хватает сил.
Только спать — все глубже и сокровеннее. Спать. Спать. Спать…
В ОТЪЕЗДЕ
Превращаюсь то ли в младенца, то ли в младенца.
Другого, тем более третьего, не дано.
Если и вправду никуда от себя не деться,
Лучше насмерть перепугаться и лечь на дно.
Из дому выйдешь — мир огромен и непонятен.
Из компьютера лезет все, чем дышит паучья сеть.
На солнце в нынешнем цикле сто тридцать восемь пятен,
Но их нипочем ни отстирать, ни стереть.
Тревожат любые источники — телефоны, комнаты, люди.
Бессонница приобретает нервические черты.
Мысли роятся и обрываются, не дойдя до сути.
Следом приходят сумерки, безмысленны и чисты.
Родина через две границы (дурные вести).
Страх болезни и смерти (себялюбец и лиходей).
Сущая катастрофа — до смерти быть в отъезде.
Но в том отъезд и комфортней, что тут никаких вестей.
Страшись, как младенец, того, что давно оставил,
Останься в отъезде, тони в комфорте, со свету пропади.
Ты жив, ибо жизнь твоя идет безо всяких правил,
Хоть в холст, хоть в шелк, хоть в домовину ее ряди.
[1] О мое сердце, я люблю тебя (нем.).
|