Номинация «Неоставленная страна»
Предместье
Состарили бореи, заострили щербатый лик предместья на реке. Скребется жук тяжелой индустрии в безбожно обветшавшем коробке глухого городка, где горклой речи и времени карболовый раствор вселенную разъел – от чебуречной до черепичной церковки, от гор промышленного хлама до убогих, немых равнин раскисших пустырей – здесь сумрачное alter ego бога в природе ощущаешь всё острей. И, кажется, что так верней и проще принять и объяснить свой непокой, сродниться с ним, но что-то смутно ропщет в пейзаже городка наперекор бореям, речи, времени, рогожным их сплетням, непреложным правдам их. И жизнь бежит мурашками по коже, и бог путей не ведает земных.
Медвежий угол
Глаза закроешь – белый день, глаза откроешь – ночь окрест, Пряди, зима, свою кудель. Позёмка, шпалы, переезд. И вспять нет сил, и вдаль невмочь, и опустелая земля за пядью пядь вмерзает в ночь. Поземка, насыпь, колея. Зловеще, веще снег скрипит, и настежь боль, и чаще след. Обходчик в будке глушит спирт, и, кажется, с библейских лет… Он по повадкам, что медведь, но, как и я, лесам чужой медвежьим этим, круговерть зимы сильнее спирта жжет. Плеснет он полстакана мне, угрюмо скажет: пей до дна. Глаза откроешь – ночь темней. Глаза закроешь – тишина...
Кочевник
«Человек», - бормочешь, а слышится вновь: «кочевник», обжигаешься эхом, заставшим опять врасплох. Так бы мог ворожить напоследок сверчок ковчега – демиург очага, сам себе вездесущий бог. И о чем это он, и зачем, и какого чёрта не хватает ещё в предначертанном петь раю?.. Плещет олово слов, в горле плавится, как в реторте, чей закон кривизны и алхимику мартобрю не исчислить вовек, сколько б он ни мешал эпохи, лаки, лики времен, ни месил их поющих глин. Время – воздух, верней, то, чем был он за миг до вдоха, то, чем будет потом, в искушающий петь, один ускользающий миг, о котором тоскуешь, бредишь, за которым бредёшь, оставляя приют шестка, отстраняясь от страха - всё в прошлом, всё было прежде – промелькнуло и кануло, только постичь пока не дано никому немоты ненасытной леты, оттого тут как тут сторожимый молчаньем страх – не скелет в шкафу, а секрет в позвонке скелета, безответный вопрос у йорика на устах… И каким бы итог ни предвиделся вновь плачевным, оставляя приют, ты выходишь в последний снег, «человек», - бормочешь, а слышишь опять: «кочевник», и метель замыкает музыку – «человек»…
|