Отрадно сознавать себя участником поэтического конкурса, замечательно
ощущать себя финалистом, еще круче, вероятно, побеждать..., но и радоваться
победам братьев по перу – тоже хорошее, динамичное чувство.
Вновь перед конкурсом выступил дивный виолончелист Александр
Оратовский: виртуозный, свободный, полнозвучный оркестр одного музыканта,
который удивительным образом совмещает классическую лёгкость, лиричность, мелодичность
с отрешённостью непостижимых джазовых гармоний.
Фестиваль в этом году был очень ...шумным и радостным.
Исключая «нервную часть» его, конечно. Полюбив «Эмигрантскую Лиру» однажды за
демократичность и открытость, я продолжаю влюбляться в этот праздник всё больше
и больше. Добавилась какая-то новая энергетика в «Лире» - прибывают новые,
необычайно интересные и сильные поэты; организация,
т.е. расторопность действа становится всё более качественной и естесственной.
Например, в этом году количество прочитанных стихов и эссе не превышало
прошлогоднее, но все они, и стихи, и эссе жадно поглощались, так что усталость
и пресыщенность текстами, которая неизбежно настигает любого слушателя, скажем,
часа через три, «гасилась» интенсивностью процесса и высоким напряжением
интереса.
Высокий потенциал жюри в этом году как-то нас не очень
пугал, а, наоборот, благословил на творчество и успех. Такое было впечатление.
Не правда ли, чуткий баланс?
Добавилась еще одна приятная деталь: каждый день
Александр Мельник объявлял «общий сбор» то в барчике, то в ресторане. На этих
общих, уютных и благожелательно-весёлых встречах мы наслаждались общением,
прогуливались, шумели...и даже пели песни. Вобщем, дружелюбия и внимания было
столько, что хватило на всех!
Запомнилось мне многое:
...яркие, удивительно гармоничные, воздушные, как
парашютики любви, стихи и песни Марины Меламед; она много пела и в
Льеже, и в Париже – раскованно, лирично, радостно даря нам своё ощущение мира.
Она была сама - «театр», представляя каждую песню, каждое стихотворение легко и
изящно, иронично и весело. И каждая строчка ощущалась волшебной мозаикой
фламенко, подпитанная гитарным перебором и милым, абсолютно чистым голосом
Марины.
...породистые, резкие, ироничные, горькие, как лимон,
тревожные, живописные стихи Виталия Молчанова.
...насмешливо-серьёзная, домашняя, полная независимой
грации, трогательная лирика Майи Шварцман, которая, к слову, вышла в
финал во всех номинациях! Клад какой-то, а не...девушка! Ей корону надо было
дать, а не писающего мальчишку....(«Манекен-Пис» – «Писающий мальчик» - приз
фестиваля).
...мелодичные, щемяще-грустные, эльфийские, искренние
строки Анастасии Сойфер.
...чистый и прекрасный поэтический мир, где «занавеска
пляшет на ветру» Розалии Бланк.
В этом мире всё светло, слегка подкрашено грустью, а что
может быть чище светлой, тёплой, поэтической грусти?
...философские, полные горькой мудрости строчки Марины
Борщевской. В её стихотворениях я
остро почувствовала напряжённую жизнь маленького Израиля и «снисхождение» к
миру Большого еврейского народа. ...и полюбила его (народ) еще больше.
...рассыпающиеся грозди горьких ягод познания своей
вселенной, а, через себя, и всего остального мира, а мир - изломанный, противоречивый, когда и в «июле –
зима», когда «в бокале ...оставленный
город»...очень ранимые, прозрачные стихи Инги Даугавиете.
...болезненно-открытая, незащищённая, умная,
парадоксальная поэзия Тани Перцевой, которая волновалась до ломания рук,
до смертельной бледности, до потери дыхания...Ну где, скажите, где такое ещё
можно увидеть?!
...речитатив вопросов-неответов, философско-житейское
«долго будем ни здесь, и ни там» Людмилы Фрадлис...
...терпкие, кофейные, «кочевые» стихи Светланы
Смоленской. И все её строки о Питере мне очень и очень близки... «пощёчины холодных площадей, их счёт
брусчатый»...
...густые «троп»ические джунгли стихотворений Михаэля
Шерба...
...раскалённые внутренним жаром, напряжённые, разрывающие
душу, прожигающие невидимым рентгеном, стихи Александра Хинта...
...вдохновенно-воздушные переплёты строк Жанны
Сизовой.
...жёсткие, горячие, временами беспощадные прозрения Коллегорского
Виктора.
...полные потаённой, горькой любви и внутренней свободы,
размашистые, вольные стихи Андреевского Александра. Поразило то, что
название его чудесного, искреннего стихотворения «Неоставленная страна»
случайно и точно совпало с названием второй номинации конкурса.
Прошу прощения, если забыла кого-то, не обижайтесь – было
интересно всё!
И критические эссе, и переводы тоже были значительны,
интересны, «вкусны» во всех житейских отношениях. А самое главное – пронизаны
поэзией от макушки до пят. И я даже знаю, почему!:)
Особенно мне понравилось эссе Марины Гарбер – логичное,
проникновенное, тонкое и очень информативное. А Илья Липес просто переполнил зал
фонетическими изысками, звучной аллитерацией каждой строчки – круто было
слушать!
О творчестве жюристов я одно скажу: сильно, мощно,
неподъёмно порой – полифония высшего разряда.
У каждого. И каждый о себе это давно знает, и знает так, что неловко хвалить,
разливать слова. Здесь нам можно искренне позавидовать: мы слушали Грицмана,
Радашкевича, Чконию, Остудина, Мельника, Наташу Резник, Брайнина-Пассека,
Шелкового...
Затем мы переехали в Париж и были парижские чтения в
«Свято-Сергиевском Соборе» – океан, морок образов, лавина мыслей, графика
строк, трепет голосов... Не сдержанные рамками тематики фестиваля, поэты читали
прекрасные, переполненные чувствами стихи. Наверное, это и есть термодинамика
поэзии, когда выстраданное чувство выброшено в строку и выливается
голосом/изображается звуком и, унесённое ветром по физическим законам,
застревает в сетях того, кто изначально репродуцирует собственную энергетику
мысли в наши головы. Как это выдержал старенький, спрятанный в узких переулках
Свято-Сергиевский Собор, уму непостижимо. На парижских чтения выступила со
своими песнями и стихами Вероника Долина, читала стихи Наталья Горбаневская –
поэты и личности настолько знаменитые и значительные, что не оценить высоко их
присутствие просто было невозможно. Аплодисменты!
Спасибо фестивалю за то, что он собрал так много разных,
чутких людей.
Разбросанные по всему миру, в августе 2012 года мы ловко,
весело и непривычно вместе как-будто
прошлись по классической «Abbey Road» - внезапной дороге, приютившей «Beatles»
на один момент фотовспышки – так нас приютила «Эмигрантская Лира» на
бесконечный момент – поэтический оксюморон.
Можно утонуть в ассоциациях, но то и правда, что Лира
явилась-встретилась-не запылилась и теперь пребывает с нами, с теми, кто,
соприкоснувшись с дразнящей, задорной, благожелательной и уютной атмосферой
фестиваля, будет стремиться повторить этот праздник еще и еще раз....ведь
правда?
Маленькие
эскизы «Эмигрантской Лиры».
Пиджак
Грицмана.
Кто не помнит знаменитого поэта, члена жюри, Андрея Грицмана,
так я напомню: такой большой, грацией
походки напоминающий Джона Вейна, сосредоточенный человек, надёжный и крепкий на вид. Вспомнили?
Да, так вот, в Париже он прочитал своё, терпеливо
послушал других, а потом убежал. Торопился на поезд, или самолёт, скажем.
И забыл свой удобный поэтический пиджак неопределённого
цвета.
Тот лежал на стуле, скучный, потерявший форму Грицмана.
Тут мимо проходил Данила Чкония, тоже знаменитый поэт,
загорелый, бодрый и очень внимательный, вот он и заметил тот пиджак, забрал и
отдал нам.
Потому что мы живём там же, где и Андрей - в диких
прериях американского континента.
Мы заботливо уложили грустный пиджак в чемодан и увезли
его из Франции в Америку.
Теперь вот думаем, куда его пристроить – в рамку, на
стенку, чтоб все на нём записывали разные умные мысли (потом Грицману дать
почитать), подарить музею, с гордостью доносить, пусть хоть и большой; или,
может быть, дать друзьям художникам, чтобы написали натюрморт «Пиджак Грицмана
и персики Колорадо», или «Фейхоа и пиджак поэта»...
...вобщем, мыслей-то много, да все они какие-то
несолидные, некоммерческие какие-то...
Между прочим, слышали? – объявлен аукцион : продаётся пиджак Джорджа Харрисона....
Сашин
бокал.
Бокал, из которого пил другой знаменитый поэт зарубежья
Александр Радашкевич, мы захватили из кафе на Монмартре и увезли его из Франции
в Америку.
Саша - очень
добрый и отзывчивый человек: он показал нам кладбище «Пер Лашез», на котором
покоится много известных поэтов...Правда, потом повёл на весёлый Монмартр, где
мы с удовольствием встретили совершенно живых Данилу Чкония и Сашу Хинта.
А из бокала мы будем просто пить и вспоминать Париж.
Почему
Илья Липес занял первое место
Перед конкурсом переводчиков зашли мы перекусить с Ильёй
Липесом в ресторанчик. Дали нам меню на французском, спрашивать и разбираться
уже не было сил и, найдя знакомое слово «американо», мы его и заказали. (Илья живёт в Канаде, но к французской части
этой замечательной страны не имеет никакого отношения).
«Американо» принесли в виде совершенно сырого фарша и
нормальной жареной картошки. Уменя на лице было много чего написано, поэтому
мой добрый муж взял это себе, а мне отдал знаменитую льежскую котлетку. Илья
был один, поэтому нервно начал есть. Тут пришёл Саша Мельник и объяснил, что это
вкусно, полезно и безопасно, но что сам он это не любит.
Илья кажется плохо ему поверил, опасливо ковырнул вилкой
еще два-три раза и... уверенно съел всю картошку. А потом! Потом пошёл и занял
первое место!!
Наталья
Горбаневская.
Я ехала в Париж с огромным желанием увидеть легендарную
Наталью Горбаневскую. В истории сломавшего ноги СССР она сыграла не последнюю
роль.
Я её сразу узнала - маленькую, хрупкую женщину, сидящую у
бибилиотеки Свято-Сергиевского монастыря, но подойти не решилась...
Начались поэтические чтения и вот Александр Мельник
объявил Наталью и она начала читать свои удивительно-мелодичные стихи
неожиданно звучным голосом. Когда она закончила, Саша Мельник, очарованный
музыкой стихов, восторженно стал её благодарить: какая она замечательная, какой
она молодец, что выбрала время и пришла, какие у неё чудесные стихи...он бы еще
долго говорил, но вдруг в полной тишине зала раздалось:
«Подождите...подождите...я уже старая и практически ничего не слышу, уж
извините, поэтому позволю себе выйти и покурить...»
И под хохот и оглушительные аплодисменты покинула зал.
Аплодисментов она, конечно, тоже не услышала...
Таня
Юфит.
Тонкая поэтическая вязь строчек Тани Юфит, её добрая,
светлая аура украсят любое поэтическое собрание, а тем более конкурсную площадку.
Она была везде, со всеми и каждому – доброе слово, открытая улыбка. Я не могу
себе даже представить «Эмигрантскую Лиру» без этого волшебного человека, без её
участия в каждом акте конкурса, она – светлый символ поэзии, скромный, дарящий,
дающий...еще и фотографирующий без устали.
Спасибо тебе, Таня, большущее и очень тёплое. Я очень
горжусь, что знаю тебя уже много лет. Правда.
И еще раз СПАСИБО Александру Мельнику, его чудесной жене
Оксане за весёлый, тёплый, дивный фестиваль «Эмигрантская Лира»!
Галя Вороненко
Денвер, Колорадо
Сентябрь, 2012
|